Устройство ручных лебедок
Лебедки применяют для перемещения груза с помощью гибкого органа. Она может входить как составная часть в более сложные грузоподъемные устройства (кран, подъемник и пр.). Лебедки могут быть с ручным и машинным приводом.
При ручном приводе на валу лебедки крепят рукоятку. По правилам Госгортехнадзора все ручные подъемные механизмы должны снабжаться устройствами, предотвращающими опасное для обслуживающего персонала произвольное вращение рукоятки под действием груза. Такие устройства называют безопасными рукоятками.
При прекращении вращения рукоятки тормоз под действием грузового момента автоматически развивает тормозной момент, пропорциональный массе груза, останавливает его и удерживает в подвешенном состоянии. Для опускания груза необходимо в течение всего времени спуска прилагать внешний момент со стороны привода.
В случае машинного привода тормоз устанавливают на втором от двигателя валу, чтобы на работу тормоза меньше влияла динамика вращающихся частей. К безопасным относится рукоятка, сконструированная по типу дискового упорного тормоза с размыкающимися поверхностями трения, которые замыкаются грузом (рис. 86). На валу 5 закреплена на шпонке резьбовая втулка с диском 1. Второй диск 4 представляет собой гайку с рукояткой. Между этими дисками находится храповое колесо 2 с собачкой 3. Храповое колесо свободно сидит па втулке диска 1. Зазор между трущимися поверхностями ограничен шайбой. Резьба на втулке диска 1 направлена так, что при вращении рукоятки по часовой стрелке (при подъеме груза) гайка перемещается
влево и зажимает храповое колесо 2 между дисками 1 и 4. Благодаря соответствующему направлению зубьев храпового колеса диски и храповое колесо могут свободно вращаться при подъеме груза. По окончании подъема груз останавливается, так как храповое колесо удерживается от обратного вращения собачкой 3, а диски 1 и 4 сцеплены с храповым колесом силой трения (момент от груза как
при подъеме, так и при спуске направлен в одну и ту же сторону).
Для спуска груза необходимо вращать рукоятку против часовой стрелки. Так как вал 5 и диск 1 закреплены от осевого смещения, то диск 4 будет перемещаться по резьбе вправо до тех пор, пока момент трения между дисками и храповым колесом станет недостаточным для удержания диска от вращения под действием силы тяжести груза. При этом груз начнет опускаться. Свободное опускание груза продолжается до тех пор, пока угловая скорость диска 1 не превысит угловой скорости вращения рукоятки, тогда втулка диска 1 опять начнет передвигаться по резьбе и перемещать диск 4 влево, увеличивая момент трения между дисками и храповым колесом и прекращая их относительное перемещение. Это относительное перемещение переходит в непрерывное скольжение дисков 1 и 4 по храповому колесу 2, при котором груз опускается со скоростью, не превышающей соответствующей скорости вращения рукоятки.
Станина 1 лебедки (рис. 87) скреплена тягами 2. Вращение от рукоятки 6 передается барабану 3 через зубчатую передачу 4. Поднятый груз удерживается храповым колесом 5. При многоступенчатой зубчатой передаче передаточное отношение следует распределять так, чтобы большее передаточное отношение было у барабана, а меньшее у рукоятки. В этом случае удлиняется срок службы зубчатых передач и уменьшается сопротивление сил инерции, что особенно важно при машинном приводе.
Лебедки с машинным приводом (рис. 88), чаще всего с электрическим, широко применяют в механизмах подъема кранов различных конструкций. Лебедка состоит из барабана 1, редуктора 2, тормоза 3 и электродвигателя 4. Все эти механизмы крепят на общую раму 5